;

Крымские каникулы

Расскажу про наши каникулы, потому что получился очень неожиданный классный формат.

Нас набралось аж 6 семей, и почти у всех по 2 детей, итого 23 человека, большая часть мои друзья по институту, Даша @ivankahome и семья из Зоиной школы, дети от года до 10, в основном же по 5-7 лет, на все возраста нашлась компания.

Изначально мы хотели пойти в детский поход, но так как у некоторых совсем малыши, а по ночам в мае бывает холодно, решили найти жилье в горах и просто ходить гулять в разные места на целый день, а ночевать возвращаться домой. Тем более почти везде заповедники, разводить костры нельзя, поэтому мы готовили обед дома, складывали в большие пищевые термосы и контейнеры и брали с собой.

Нашли небольшой гостевой отель в Байдарской долине, называется Вилла Бланка, держит его хозяйка из Москвы, Ольга. Вилла подошла нам идеально, отдельные номера на семьи + общая летняя кухня (правда очень маленькая), детская площадка, гамаки, сад с розами, мангалы, общий балкон с видом на озеро (йога для мам), стол для пинг-понга, баня, место для костра с пеньками по кругу. Все очень красивое и ухоженное, так уютно, что порой не хотелось никуда уходить с самой виллы.

До ближайшего магазина минут 15 пешком, до более большого посёлка 15 минут на такси, с утра можно заказывать завтраки, в остальное время можно заказывать еду из кафе. Но по большей части мы готовили сами, с удовольствием копошились с подругами на кухне, болтали, накрывали, каким-то естественным образом распределяли дежурство.
После 5 дней в горах мы с удивлением обнаружили, что дети ни разу не попросили мультики ?, они просто про них забыли! По-моему, это говорит о качестве проведённого времени.

В первый день мы решили гулять близко, по деревне, вокруг озера, на ближайшую гору (пупок великана). Луга все бархатные, все в маргаритках - я себе так представляла альпийские луга. Очень много цветуших белых деревьев, сосны тоже цветут.
Девочки плели веночки из всего, что находили, кто-то достал удочки детям, конечно, ничего не поймали, но сколько азарта, хотя бы подержаться.
На холме каменный пупок, пахнет травами, сильно чабрецом и ещё чем-то; суп-лапша из термоса, чай с сахаром (такое у нас бывает только в походе). После обеда 3 км по трассе и 4 км туда-обратно вдоль ущелья реки, по дороге сенсация - встретили мёртвую змею.
Км 10 за день - сойдёт для разминки.

На второй день ребята повели нас на высокую точку с крутым видом и облаками, забегающими прямо на наш утес. Тропа - это крутой спуск 1,5 км, но спускались мы примерно 2 часа! Держась за камни, ветки, малышам местами тяжело, кое-кто ныл и нервничал, а лет с 6 - самое то, супер-длинная лазилка и приключение. На полпути привал. Спустились к пляжу инжир, там почилили ещё час-другой, потрогали водичку (холоднющая), набрали камней, чтобы расписывать гуашью, и уплыли на двух катерах в Балаклаву.
Вечером костёр, вино, гитара, у детей свои игры, какие, мы не в курсе. Главное покормить, никто ничего не просит, не пристает.

На третий день поехали к водопаду Козырек, у него много людей, столы с лавками - слишком цивилизованно. Увидели тропу и полезли, рассчитывая подняться на водопад сверху. Подъем небольшой, минут 20, но действительно крутой, временами с обрывами, так что даже мне, самой спокойной из мам, временами было прям страшно. Короче, забираться лучше с папами и за руку. Наверху зато попали в гости к Белоснежке - в солнечный лесок вдоль берега реки с переливающимися "террасами", широкой тропой и совсем без людей. Дети стали переходить по бревнышкам через реку, строить новые мосты, и я в очередной раз подумала, что больше ни рубля не потрачу на лазилки с оранжево-салатовыми матами и страшными принтами на всю стену.
Привал, прошли вдоль реки несколько км, дошли до верхнего озера и по круговой вернулись к начальной точке. По дороге встретили недостроенный посёлок с добрейшей женщиной-охранником, которая держит свиней, коз, кучу собак. Все с дитенышами, у всех смешные прозвища и всех можно близко посмотреть и даже потрогать. Кто был больше рад - дети или животные - трудно сказать.
Вечером этого дня хозяйка виллы запланировала нам пицца-вечеринку, сказала, у них такая традиция. Замесила таз теста, растопила дровяную печь, а мы с детьми накупили и нарезали начинок. И каждый ребёнок сотворил и испек свою пиццу, такую, какую хотел.

На четвёртый день дети как-то подустали и попросили остаться дома, "поиграть уже спокойно", с ними некоторые взрослые.
Самые стойкие поехали на последний трекинг - т. н. Чертову лестницу, ведущую на высокие скалы, с которых виден весь ЮБК как на ладони. Наверху благодать, среди разбросанных марсианских камней цветут горные коротенькие ирисы, гвоздики и ещё миллион неизвестных нам цветов и деревьев. Привал с сыром и вином, спуск по лесочку к Форосскому храму, а по дороге - лесные пионы, просто волшебные аленькие цветочки, светящиеся на солнце.
Чем больше я провожу времени на природе, тем, кажется, меньше моё эго, растворяюсь, переполняюсь благодарностью, в голове тишина.

На 6 день мы уехали из гор и заехали в Ялту Интурист. С погодой не повезло, половина бассейнов не работали, но большой бассейн с морской водой был действительно тёплый, так что успели покупаться хорошо и долго. Из плюсов шведский стол, баня, веревочный парк и волейбол. А еще массандровский парк, по нему прямо от отеля пешком в прекрасный Массандровский дворец. Остальное у меня как-то не зашло - после гор слишком много людей и ощущение инкубатора.
Через 3 дня мы переехали в Коктебель, в уютное место по рекомендации друзей - @usadba_koktebel . Домики вокруг сада с прудом с черепахами, золотой ретривер Гаврюша, ненавязчивый саундтрек, отличные завтраки, летняя кухня и приятные номера.
Природа немного другая, но тоже невероятная. Из новостей - Кара-Даг, главная природная достопримечательность, строго-настрого закрыт! Гулять и заплывать в бухты нельзя! Но мы не расстроились, потому что не знали, что потеряли, и пошли бродить целый день по холмам в сторону Феодосии, в Мёртвую бухту, к Хамелеону , на другой день поехали на Звездопад Воспоминаний, откуда обзор 360 градусов и красотища неописуемая. Потом случайно попали на аэродром и в музей планеризма, узнали, что это место, гора Клементьева, уникально, что здесь началась русская авиация (а теперь летают пара- и дельталаны ), залезли в кукурузники.
Еще здесь традиционно отдыхали писатели и художники, и все это пошло с начала 20-ого века, с культовой фигуры, поэта и художника Максимилиана Волошина, про которого я до этого ничего не знала. Вокруг него собиралось много людей, томные литературные вечера, дом полная чаша, первые нудисты и прочие радости жизни.
Сейчас здесь довольно устойчивое сообщество , "Подзаборные" выставки 2 раза в год, киноклуб с просмотром арт-хауса и обсуждением под винишко, арт-лавка Туркия с живописью, графикой и фарфором. Рассказали, что живут много семей из Питера и Москвы, все друг друга знают.
Такие истории про переезды на природу, строительство домов, жизнь в творчестве и созидании меня завораживают. Но как на это решаются, как обеспечивают себя, как дают образование детям - все это для меня крайне волнующие вопросы, пока не разрешенные.